15 января 2016 года Президентом РФ был под писан Указ о  переходе ФТС России в ведение Министерства финансов. О том, какие изменения произошли с момента вступления Указа в силу, как это отразилось на деятельности таможенных органов и их взаимодействии с  участниками ВЭД, рассказывает статс‑секретарь – заместитель министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.

Алексей Валерьевич, с 2016 года и таможенные, и налоговые органы находятся под эгидой Министерства финансов. Как это отразилось на работе служб?

Сейчас можно с уверенностью сказать, что нам удалось достичь главной цели, поставленной при передаче ФТС России в ведение Минфина, – мы построили единую управленческую систему учета и администрирования налоговых и таможенных платежей.

Предпринятые усилия по углублению взаимодействия налоговых и таможенных органов позволяют обеспечить на высоком уровне собираемость таможенных и налоговых платежей на фоне создания более комфортных условий осуществления внешнеэкономической деятельности. Тут подразумевается и повышение эффективности контрольной работы, в том числе в части оптимизации налогового контроля добросовестных предпринимателей, а также снижение административной нагрузки на бизнес-сообщество за счет исключения избыточных требований по предоставлению документов. За последние годы административные издержки для добросовестного бизнеса значительно снизились. Ключевую роль в этом, конечно же, сыграла цифровая трансформация таможни.

Созданы электронные таможни и центры электронного декларирования (ЦЭД), в которых применяются современные технологии автоматической регистрации и выпуска товаров. Это позволяет сокращать сроки оформления и исключить влияние человеческого фактора при принятии решений. Сегодня участник внешнеэкономической деятельности может подать все необходимые документы в электронной форме, а таможенные платежи оплатить онлайн. Например, в 2019 году всего было подано 5 млн деклараций и почти 100% из них в электронной форме. Это отличный показатель. Останавливаться на достигнутом нельзя. Нам всем вместе еще предстоит проделать большую работу для дальнейшего повышения эффективности работы.

Какие шаги запланированы для дальнейшего снижения административного давления на бизнес? Как обеспечить успешное взаимодействие участников ВЭД с таможенными и налоговыми органами? 

Мы считаем, что результатом дальнейшего развития взаимодействия должно стать создание новых удобных сервисов для участников ВЭД. Нужно трансформировать таможенное администрирование в быстрый и высокотехнологичный процесс. А сделать это можно только за счет применения передовых технологий, внедрения современных методов обработки больших массивов данных и искусственного интеллекта. Сейчас проводится ряд реформ, которые направлены на решение этих задач.

Основные направления провидимых мероприятий – это сокращение сроков совершения таможенных операций, единообразная правоприменительная практика работы таможенных органов и минимизация необходимости личного присутствия представителей компаний в таможенных органах. Запрос именно на такие изменения мы видим со стороны бизнес-сообщества. А если как раз говорить про взаимодействие службы с бизнесом? Насколько сейчас налажена эта коммуникация?

Очевидно, что без активного участия бизнес-сообщества во всех процессах трансформации таможни достичь высоких результатов просто невозможно. Таможня и бизнес – два основных игрока на этом поле, которые должны выступать союзниками и вместе работать над решением существующих проблем. Поэтому очень важно, чтобы диалог между ними был конструктивным. Мы стремимся привлекать участников ВЭД к дискуссии как на этапе определения вектора развития таможенных органов, так и на этапе реализации конкретных инициатив. Регулятор может не всегда видеть тонкости и трудности, с которыми на практике сталкивается бизнес. Мы это понимаем и во многих вопросах опираемся на их экспертное мнение.

А бизнес, в свою очередь, должен помнить, что, упрощая процедуры, нужно также учитывать необходимость сохранить качество контроля и не допустить роста нарушений и злоупотреблений. Все предлагаемые изменения должны отвечать как интересам добросовестного бизнеса, так и интересам государства. Бизнес всегда с опаской относится к проверкам.

Насколько изменилась эффективность контрольно-надзорной деятельности ФТС и ФНС России за последние годы?

В этой части проведена большая работа по расширению информационного обмена между службами, настроены бизнес-процессы контрольной работы. Вся получаемая информация теперь используется в ведомственных системах контроля. Самое главное, что мы построили систему обмена данными о выявляемых рисках. Сведения о примененных мерах к участникам ВЭД взаимно используются ФТС и ФНС России, что обеспечивает более пристальное внимание и тщательный контроль за деятельностью отдельных организаций. Если, например, организация находится в группе риска у таможенных органов, она автоматически попадает в высокую группу риска и при проведении налогового контроля. А для компаний с положительной историей ситуация обратная: в отношении них проверки проводятся реже.

Получается, что количество проверок сокращается. А как это влияет на отчисления в бюджет?Эффективность проверок именно с точки зрения доначислений в бюджет не снижается?

Как раз наоборот. Вы правильно сказали, количество проверок участников ВЭД удалось сократить, но одновременно повысилась их результативность. Давайте, например, сравним 2019 год с 2017-м: проверок в 2019 году проведено на 38% меньше, тогда как их результативность повысилась на 25%. В основу таможенного контроля теперь ложится принцип точечного, а не сплошного контроля. И выигрывает от этого как добросовестный бизнес, так и государство.

Как показывает статистика, административная нагрузка на участников ВЭД снижается, при этом одновременно увеличивается бюджетная эффективность проверок. В результате совместных мероприятий увеличиваются налоговые отчисления, наблюдается рост собираемости платежей на этапе декларирования. Это является показателем того, что межведомственное взаимодействие позволило скоординированным проверкам стать самым эффективным методом проведения проверок участников ВЭД. Возвращаясь к вопросам улучшения администрирования. В 2016 году Президент РФ в послании обозначил парламенту, что необходимо сформировать единый механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.

Что представляет собой данный механизм? Расскажите, в чем его основа и главные плюсы. Для выполнения поставленной задачи мы сделали акцент на создании национальной системы прослеживаемости импортных товаров на территории России.

Ее введение обеспечит контроль легальности оборота товаров на внутреннем рынке на всех этапах их использования – от момента ввоза до реализации в розницу. Это будет российский сегмент системы прослеживаемости, который сейчас формируется в рамках ЕЭАС. В основе системы лежит использование информации из документов, оформляемых при ввозе и последующем обороте товаров. Это прежде всего декларации на товары и счета-фактуры. То есть речь идет не о применении различных способов маркировки товаров, а лишь о прослеживаемости движения товара по документам. Важно не путать одно с другим, это совершенно разные вещи.

Можно выделить три основные цели, которые мы преследуем при создании этой системы. Первая и самая глобальная – это обеление секторов экономики, связанных с прослеживаемыми товарами, без усложнения процедур оформления товаров и возникновения дополнительной нагрузки на участников рынка. Вторая – повышение эффективности таможенного и налогового контроля и создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. И третье – противодействие заявлению недостоверной таможенной стоимости прослеживаемых товаров.

Как продвигается работа над созданием системы? Что, на ваш взгляд, должно стать залогом успеха для ее полноценного запуска?

Определяющее условие успешности проекта – это, конечно, цифровизация документооборота и автоматизация информационного взаимодействия участников ВЭД, налоговых и таможенных органов. Создание системы проводится поэтапно. Сейчас мы на втором этапе. На первом был внедрен обмен электронными счетами-фактурами по товарам, которые подлежат прослеживаемости. Цель второго этапа – провести эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров, выпущенных на территории России по таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления. Участие в этом эксперименте является абсолютно добровольным.

Очень важно, что в результате таможенные органы смогут предупреждать и выявлять нарушения как на этапе ввоза и декларирования товаров, так и на этапе постконтроля. Будет эффективнее выявляться незаконный оборот товаров, в том числе санкционных. Повысится эффективность контроля таможенной стоимости товаров, страны происхождения, а также применения ставок таможенных пошлин и налогов.

На данный момент в рамках эксперимента уже апробированы внедренные в информационные системы бизнес-процессы. Они доказали свою эффективность. Работоспособность показали методики визуализации цепочек продаж, выявления расхождения сведений из документов с реквизитами товаров и деклараций на эти товары, а также методика расчета критериев риска. Завершающим этапом будет полноценный ввод системы в эксплуатацию и поддержание ее работоспособности.

Мы рассчитываем, что система прослеживаемости товаров станет для участников ВЭД очередным экономическим стимулом к легализации деятельности. За счет повышения прозрачности оборота товаров уклоняться от уплаты таможенных платежей и сборов станет сложнее.

Источник: Customsonline