В период с 7 по 10 октября делегация во гла­ве с Председателем Общественного совета при ФТС России Леонидом Лозбенко и представите­лями «Межрегионального информационно-ана­литического центра по проблемам безопасности цепей поставок» посетила столицу Приморья и провела несколько десятков встреч с представи­телями Дальневосточного таможенного Управ­ления и местного предпринимательства.

Фотоотчёт с данного мероприятия опубликован в отдельном материале.

Уязвимые точки

Начать именно с Дальнего Востока было реше­но не случайно. Регион отдаленный, но именно здесь сконцентрировано максимальное коли­чество участников внешнеэкономической дея­тельности. Как следствие большое количество возникающих с этой деятельностью проблемных вопросов.

— Дальний Восток — своего рода «горловина» ра­боты с Китаем, — поясняет Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при Феде­ральной таможенной службе России. — Казалось бы, есть все условия для роста предприниматель­ства: зона свободного склада, режим порто-фран­ко. Однако все эти позитивные движения не всегда компенсируют те недостатки в организации рабо­ты таможенной службы, от которых страдают и сами владивостокские таможенники, и большин­ство участников ВЭД.

«Слабые места» были выявлены в ходе встреч с представителями местного бизнес-сообщества: моряками, рыбаками, перевозчиками. Многие экспортеры жалуются на сложности таможенного оформления и доставки товаров. Трудности вы­зывает оформление документов для различных та­моженных процедур. Также вызывают проблемы налоговые формальности и валютный контроль.

Впрочем, говоря о проблемах, сами представи­тели бизнес-сообщества отмечают, что есть и явные положительные тенденции в работе та­моженного управления. Особенно много было сделано за последние 3 года.

Прогресс есть!

Цифровизация таможни в рамках Страте­гии-2020 выходит в финальную стадию. Основ­ные итоги реализации стратегии внедрение удаленного выпуска товаров, авторегистрации и автовыпуска товаров, развитие центров элек­тронного декларирования и электронной тамож­ни. Также был запущен сервис личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В конце 2016 года была введена система категорирования участников ВЭД и откоррек­тирована работа системы управления рисками. В конце 2018-го была внедрена система единого лицевого счета для взаимодействия с органами при оплате таможенных платежей.

— Мы видим, что у бизнеса и таможни сложилось более качественное взаимодействие и четкое пони­мание Друг с Другом, — рассказывает Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко: — Но вместе с тем красной линией в беседах с предпринимателями звучало и то, что каким бы хорошим ни было таможенное админи­стрирование, как бы мы ни улучшали работу та­можни и бизнеса совместно, если не решить вопрос об устройстве границы — все остальное останется нереализованным!

Сегодня в процесс модернизации включены буквально все ресурсы. Проблемы очевидны и для правительства, которое старается решить их на самом высоком уровне. Но с учетом рас­ширения объемов внешней торговли (общий объем за год увеличился на 23%), необходимо ускорить этот процесс.

В выигрыше останутся все

Уже сейчас очевидно: если действовать энергич­но и решительно, модернизация таможенной службы приведет к созданию «интеллектуальной таможни», полному обновлению инфраструкту­ры пунктов пропуска и новым принципам взаи­модействия таможни и бизнеса.

В выигрыше останутся все: и таможня, и участ­ники ВЭД!

Формирование качественно новой, гибкой, на­сыщенной передовыми IT-технологиями, искус­ственным интеллектом таможни заложено в ос­нову Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, разработанной сейчас в Федеральной таможенной службе при участии представителей бизнес-сообщества.

Сейчас в таможенных органах подходит к своему логическому завершению реформа по разделению фактического и документального таможенного контроля. Будет создана сеть ре­гиональных электронных таможен, процессы электронного декларирования (в том числе до­кументальный контроль) сконцентрируются в центрах электронного декларирования (ЦЭД). Также будут функционировать таможни и под­чиненные им таможенные посты фактического контроля.

На Дальнем Востоке проводятся мероприятия по созданию Дальневосточной электронной та­можни и в ее структуре Дальневосточного ЦЭД, рассказал начальник ДВТУ Юрий Ладыгин. — Уже действует Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни. В резуль­тате реформирования таможенных органов со­кратятся сроки таможенного оформления и упро­стятся процессы, а эффективность таможенного контроля повысится.

Заключение

Общественный совет при Федеральной таможен­ной службе России держит под контролем разви­тие ситуации на местах. ДВФО как основные ворота на Восток представляет сегодня особый ин­терес. На сегодняшний день это один из самых динамично развивающихся регионов, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными страна­ми. Одной из основных целей внешнеторговой политики страны становится интеграция рос­сийской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится основная доля импорта и экспорта: Китай, Корея, Вьетнам, экономика которых стабильно растет. Кроме того, именно там производятся товары, которые сегодня нерентабельно привозить с Запада.

Именно на Дальнем Востоке, по мнению специ­алистов, необходимо аккумулировать реальные возможности расширения внешнеторговых свя­зей между странами-партнерами, стимулировать развитие бизнеса, повышая комфортность его ведения для предпринимателей.

Осуществлять последнее теперь будут специаль­но созданные рабочие группы по проблемным вопросам взаимодействия бизнеса и таможни. Именно они будут обобщать существующие в деловых кругах ДВФО проблемные вопросы, выносить их на экспертно-консультативный совет (ЭКС) и прорабатывать в форматах раз­личных рабочих секций вместе с бизнес-сообществом.

ЭКС должен стать ключевой площадкой взаимо­действия таможни и бизнеса, где реально будут решаться системные вопросы взаимодействия.