В период с 7 по 10 октября делегация во главе с Председателем Общественного совета при ФТС России Леонидом Лозбенко и представителями «Межрегионального информационно-аналитического центра по проблемам безопасности цепей поставок» посетила столицу Приморья и провела несколько десятков встреч с представителями Дальневосточного таможенного Управления и местного предпринимательства.
Фотоотчёт с данного мероприятия опубликован в отдельном материале.
Уязвимые точки
Начать именно с Дальнего Востока было решено не случайно. Регион отдаленный, но именно здесь сконцентрировано максимальное количество участников внешнеэкономической деятельности. Как следствие — большое количество возникающих с этой деятельностью проблемных вопросов.
— Дальний Восток — своего рода «горловина» работы с Китаем, — поясняет Леонид Лозбенко, председатель Общественного совета при Федеральной таможенной службе России. — Казалось бы, есть все условия для роста предпринимательства: зона свободного склада, режим порто-франко. Однако все эти позитивные движения не всегда компенсируют те недостатки в организации работы таможенной службы, от которых страдают и сами владивостокские таможенники, и большинство участников ВЭД.
«Слабые места» были выявлены в ходе встреч с представителями местного бизнес-сообщества: моряками, рыбаками, перевозчиками. Многие экспортеры жалуются на сложности таможенного оформления и доставки товаров. Трудности вызывает оформление документов для различных таможенных процедур. Также вызывают проблемы налоговые формальности и валютный контроль.
Впрочем, говоря о проблемах, сами представители бизнес-сообщества отмечают, что есть и явные положительные тенденции в работе таможенного управления. Особенно много было сделано за последние 3 года.
Прогресс есть!
Цифровизация таможни в рамках Стратегии-2020 выходит в финальную стадию. Основные итоги реализации стратегии — внедрение удаленного выпуска товаров, авторегистрации и автовыпуска товаров, развитие центров электронного декларирования и электронной таможни. Также был запущен сервис личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В конце 2016 года была введена система категорирования участников ВЭД и откорректирована работа системы управления рисками. В конце 2018-го была внедрена система единого лицевого счета для взаимодействия с органами при оплате таможенных платежей.
— Мы видим, что у бизнеса и таможни сложилось более качественное взаимодействие и четкое понимание Друг с Другом, — рассказывает Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко: — Но вместе с тем красной линией в беседах с предпринимателями звучало и то, что каким бы хорошим ни было таможенное администрирование, как бы мы ни улучшали работу таможни и бизнеса совместно, если не решить вопрос об устройстве границы — все остальное останется нереализованным!
Сегодня в процесс модернизации включены буквально все ресурсы. Проблемы очевидны и для правительства, которое старается решить их на самом высоком уровне. Но с учетом расширения объемов внешней торговли (общий объем за год увеличился на 23%), необходимо ускорить этот процесс.
В выигрыше останутся все
Уже сейчас очевидно: если действовать энергично и решительно, модернизация таможенной службы приведет к созданию «интеллектуальной таможни», полному обновлению инфраструктуры пунктов пропуска и новым принципам взаимодействия таможни и бизнеса.
В выигрыше останутся все: и таможня, и участники ВЭД!
Формирование качественно новой, гибкой, насыщенной передовыми IT-технологиями, искусственным интеллектом таможни заложено в основу Стратегии развития таможенной службы до 2030 года, разработанной сейчас в Федеральной таможенной службе при участии представителей бизнес-сообщества.
Сейчас в таможенных органах подходит к своему логическому завершению реформа по разделению фактического и документального таможенного контроля. Будет создана сеть региональных электронных таможен, процессы электронного декларирования (в том числе документальный контроль) сконцентрируются в центрах электронного декларирования (ЦЭД). Также будут функционировать таможни и подчиненные им таможенные посты фактического контроля.
– На Дальнем Востоке проводятся мероприятия по созданию Дальневосточной электронной таможни и в ее структуре Дальневосточного ЦЭД, рассказал начальник ДВТУ Юрий Ладыгин. — Уже действует Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни. В результате реформирования таможенных органов сократятся сроки таможенного оформления и упростятся процессы, а эффективность таможенного контроля повысится.
Заключение
Общественный совет при Федеральной таможенной службе России держит под контролем развитие ситуации на местах. ДВФО как основные ворота на Восток представляет сегодня особый интерес. На сегодняшний день это один из самых динамично развивающихся регионов, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики страны становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится основная доля импорта и экспорта: Китай, Корея, Вьетнам, экономика которых стабильно растет. Кроме того, именно там производятся товары, которые сегодня нерентабельно привозить с Запада.
Именно на Дальнем Востоке, по мнению специалистов, необходимо аккумулировать реальные возможности расширения внешнеторговых связей между странами-партнерами, стимулировать развитие бизнеса, повышая комфортность его ведения для предпринимателей.
Осуществлять последнее теперь будут специально созданные рабочие группы по проблемным вопросам взаимодействия бизнеса и таможни. Именно они будут обобщать существующие в деловых кругах ДВФО проблемные вопросы, выносить их на экспертно-консультативный совет (ЭКС) и прорабатывать в форматах различных рабочих секций вместе с бизнес-сообществом.
ЭКС должен стать ключевой площадкой взаимодействия таможни и бизнеса, где реально будут решаться системные вопросы взаимодействия.