Одним из приоритетных направлений развития Российской Федерации в настоящее время является формирование «цифровой экономики». Оказывая существенное влияние на развитие экономики, цифровые технологии обеспечивают в целом трансформацию всех сфер жизни общества и государства.

C этой целью в России принята соответствующая национальная программа. Одной из задач данной программы является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассказывает Васильев Роман Игоревич, Генеральный директор ООО «Юко Нотификат» кандидат юридических наук.

Оценивая деятельность органов государственной власти Российской Федерации, следует признать, что последние годы их работа в действительности несет на себе ярко выраженный оттенок «цифровизации». Развитие IT-инфраструктуры на самом деле сделало многие государственные сервисы доступными и удобными, позволив гражданам и юридическим лицам избегать излишней бюрократии.

На этом фоне вызывает одновременно удивление и разочарование тот факт, что некоторые государственные сервисы остались в стороне от общего тренда.

Одним из таких болезненных вопросов для сферы внешнеэкономической деятельности является вопрос регистрации нотификации.

Подача документов для регистрации нотификации в России возможна только на бумажном носителе. В этом плане становится еще более обидно от того, что, к примеру, в Казахстане, как стране-члене ЕАЭС, регистрация нотификации давно осуществляется через электронный документооборот.

Особое неудобство в процедуру регистрации нотификаций внесла пандемия по причине введённых ограничений, связанных с требованиями по уменьшению очных контактов между гражданами и чиновниками.

Если в «допандемийные» времена можно было нарочным способом передать пакет документов для регистрации нотификации, понимая, что в течение 10 рабочих дней есть шанс получить необходимый документ, то сейчас документы для оформления нотификации принимаются только по Почте России. Отдельной препоной является то обстоятельство, что документы в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (ЦЛСЗ ФСБ России), как подразделение, непосредственно осуществляющее функции по регистрации нотификаций, направляются по почте только через центральный аппарат ФСБ России, что вызывает дополнительные задержки.

Рассматривая данный вопрос, необходимо также сказать пару слов о процедуре получения отказов ЦЛСЗ ФСБ России, которая также не может не вызывать вопросов. Так, если согласующий орган принял решение об отказе в регистрации нотификации по какой-либо причине, то ответ направляется заявителю фельдъегерской службой по адресу его места нахождения. Увидеть рациональность в таком порядке крайне сложно.

Как результат, в настоящее время реальный срок регистрации нотификации, с учетом времени пересылки документов по почте, занимает около месяца. При этом согласно распоряжению Правительства по совершенствованию таможенного администрирования от 2012 года, еще к 2018 срок подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу, к 2018 году должен был составить 7 дней.

Не совсем понятно, чем вызвано нежелание чиновников вводить электронный документооборот для регистрации нотификаций, но описанная нами ситуация наглядно иллюстрирует значимость и объективную необходимость в настоящее время повсеместного введения электронного документооборота в сфере оказания госуслуг. В этой связи, одним из путей решения данной проблемы представляется передача функций по регистрации в другое ведомство, где электронный документооборот налажен надлежащим образом.

Источник: tks