16 апреля 2018 года Общественный совет при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы провёл конференцию «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения», в ходе которой глава ФТС В.И. Булавин рассказал о перспективах развития Федеральной таможенной службы, новом подходе во взаимодействии с бизнесом, а также ответил на вопросы из зала. Мероприятие было организовано Общественным советом при ФТС России при поддержке Евразийской экономической комиссии и Федеральной таможенной службы. Оператор конференции – Автономная некоммерческая организация «Межрегиональный информационно-аналитический центр по проблемам безопасности цепей поставок» (МИАЦ).

С докладами выступили представители ЕЭК, ФТС России и бизнес-сообщества. Рассмотрим некоторые из них. Первая сессия конференции была посвящена аспектам практической реализации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. С приветственным словом выступил Председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Аркадьевич Лозбенко.

Мукай Асанович Кадыркулов, Член коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству ЕЭК в своем выступлении отметил, что в целом бизнес положительно оценивает нововведения ТК ЕАЭС. Он обратил внимание, что при разработке нового Кодекса стояли две основные задачи:

  1. Унификация законодательства пяти стран – участниц Союза.
  2. Таможенный кодекс должен быть максимально приближен к информационным технологиям.

В ближайшие год – два планируется разработать более 100 Решений ЕЭК, которые будут регулировать информационные технологии в таможенном деле. Он также подчеркнул, что старые таможенные кодексы были довольно жесткие, в новом документе поставили главный приоритет – содействие бизнесу. ТК ЕАЭС – это первый нормативный правовой акт такого масштаба, который разрабатывался при участии бизнес-сообщества пяти стран Союза. На текущий момент требуется реализация национальных законодательных актов и «докрутка» информационной системы. Мукай Асанович отметил, что на прошлой неделе проводилось совещание с представителями всех стран – участниц Союза, на котором было принято решение актуализировать рабочую группу по совершенствованию таможенного законодательства с представителями государственных служб и бизнеса.

Тему создания рабочей группы продолжил Директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Викторович Некрасов. Он подчеркнул, что на предыдущем этапе рабочая группа была нацелена на подготовку текста Кодекса. Но после нового года стало понятно, что в данной площадке сохраняется необходимость. «Мы помним о тех отложенных вещах, которые мы договорились не включать в Кодекс. Мы решили запустить Кодекс, а такие вопросы как, например, регулирование действенности экспресс-перевозчиков отложили. На текущий момент мы готовы возобновить работу в рамках рабочей группы. Кроме того у этой рабочей группы появятся 2 задачи:

  1. Формирование единообразной практики применения законодательства.
  2. Устранение разногласий по законодательству.

Временный ввоз, трактовка некоторых положений транзита, отдельные вопросы по физическим лицам – все это планируется обсудить уже на первом заседании группы в конце мая – начале июня». Дмитрий Викторович призвал РСПП и всех заинтересованных участников со стороны бизнеса и общественных объединений возобновить данную работу.

В своем докладе на тему: «Практические вопросы таможенного администрирования и создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках единого таможенного пространства» Дмитрий Викторович подробно рассказал о том, над какими вопросами сейчас работает ЕЭК. Он отметил, что ТК ЕАЭС – это, прежде всего, Кодекс возможностей. С 1 января 2018 г. изменилось не так много – начал действовать только новый Кодекс и порядка 30 – 40 Решений ЕЭК. Сейчас стоят две очень важные задачи:

  1. Принять Решения ЕЭК, которые будут реализовывать часть норм Кодекса.
  2. Доработать национальное законодательство.

Те проблемы, которые ЕЭК видит сейчас, и те вопросы, которые поступают в Комиссию, обусловлены отсутствием национального законодательства. Закон о таможенном регулировании на текущий момент принят только в Республике Казахстан. В остальных странах приняты только экстренные нормативные акты, которые позволяют работать в части, не противоречащей Кодексу.

Было отмечено, что сейчас у многих участников ВЭД возникла проблема с таможенными представителями, которые массово лишаются лицензии. Это связано с тем, что на сегодняшний день не реализована норма Кодекса о приостановлении деятельности таможенного представителя. Когда ТК ЕАЭС был подготовлен, и был достигнут консенсус по многим значительным вопросам, стороны пошли на ужесточение формальных требований, подразумевая, что национальное законодательство направит эту жесткость в нужное русло.

Третья задача – это доработка информационных технологий. Без информационных технологий новый Кодекс не будет работать в полную силу. В Кодексе обозначен приоритет электронного взаимодействия, а предоставление документов на бумаге возможно только в исключительных случаях. На текущий момент только электронное декларирование стало электронным, а все остальные таможенные операции пока не реализованы в электронном виде. На разработку информационных ресурсов требуется не меньше 9 месяцев. Те Решения ЕЭК, в которых заложено применение информационных технологий, вступают в силу через 9 – 12 месяцев со дня их опубликования.

Особое внимание было уделено Решениям ЕЭК, которые призваны реализовать нормы ТК ЕАЭС. В прошлом году ЕЭК приняла около 40 Решений. В этом году работа продолжается. Ожидается, что будет принято еще порядка 40 Решений ЕЭК. Дмитрий Викторович отметил основные направления, над которыми сейчас работает Комиссия:

  1. Развитие транзита. Есть желание сократить объем предоставляемой информации при транзите.
  2. Предполагается упорядочить таможенные операции при выпуске до подачи декларации. На текущий момент накопилось много вопросов. Ожидается, что скоро проект данного Решения будет опубликован на сайте ЕЭК.
  3. Большой блок вопросов, связанных с контролем таможенной стоимости.
  4. В этом году предполагается принять несколько Решений по физическим лицам.
  5. Довольно много вопросов по интернет-торговле. Здесь два направления – МПО и экспресс-перевозчики.

Продолжается работа, связанная с классификацией товаров. У Комиссии появились полномочия по собственной инициативе принимать Решения по классификации в том случае, если страны не могут договориться между собой. Все частные вопросы от участников ВЭД Комиссия не рассматривает. Их необходимо решать в вышестоящем таможенном органе. Если же у таможенных служб стран – участниц ЕАЭС есть разногласия, то в этом случае решение принимает Комиссия. При этом решения, принятые в Брюсселе, носят рекомендательный характер, а Решения ЕЭК обязательные для всех стран.

Дмитрий Викторович обратил внимание на задачу, которую ЕЭК не сможет решить в этом году – это мониторинг законодательства в плане унификации нормативных актов в странах ЕАЭС. Комиссия планирует заняться данными Решениями в следующем году. Все проекты решений публикуются на сайте Комиссии. Господин Некрасов призвал бизнес активно участвовать в обсуждении данных проектов. Он отметил, что ЕЭК всегда открыта для диалога и прислушивается к бизнесу. Сейчас ни одно Решение Комиссии не может быть принято без общества.

Далее с докладом на тему: «Приоритетные направления международного сотрудничества стран ЕАЭС в 2018 г.» выступила Заместитель директора Департамента развития интеграции ЕЭК Саадат Муханбетовна Асансеитова. Она отметила, что ежегодно Комиссия утверждает направления международной деятельности, которая затрагивает реализацию задач по экономическому развитию, торгово-экономическому развитию, экспортному потенциалу стран – участниц Союза. ЕАЭС начал функционировать в 2015 году. И этот год был сложный в плане экономических показателей. Итоги 2017 года позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие. Наибольший экономический рост показали новые страны ЕАЭС – это Армения и Киргизия, у которых зафиксировано увеличение ВВП на 5%. Положительная динамика наблюдается и во внешней торговле. Так по итогам 2017 года взаимная торговля выросла на 26%, внешняя торговля – на 25%. Начиная с 2015 года, происходит переориентация торговли со стран Европейского союза на страны Азии.

Саадат Муханбетовна рассказала о Соглашениях о свободной торговле. Первое такое Соглашение от лица Союза было подписано в 2015 году с Вьетнамом, оно функционирует уже более года. После подписания Соглашения экспорт из стран ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40%. Практически завершены переговоры с Ираном, с которым в первом полугодии текущего года планируется заключение Соглашения. Это будет временное Соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли. Также ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли с Сингапуром, Сербией, Израилем, Египтом. Существует еще один инструмент выстраивания отношений с внешними партнерами – это заключение Меморандума. География заключения Меморандумов охватывает весь мир. Подписаны Меморандумы с Монголией, Сингапуром, Камбоджой. Ведутся переговоры с Южной Кореей, Сербией, Бангладеш, Кубой, Таиландом, Брунеем, Индонезией. Прорабатывается заключение Меморандумов с международными организациями, такими как АСЕАН, МЕРКАСУР. Пока, к сожалению, не налажен диалог с ЕС, несмотря на то, что это наш основной торговый партнер. С прошлого года функционирует рабочая группа по совершенствованию Договора о Евразийском экономическом союзе. Документ подписан не так давно, но уже подготовлен проект первого договора о внесении изменений. Жизнь не стоит на месте, текущая ситуация требует постоянного внесения изменений в законодательство.

После выступлений представителей ЕЭК слово взял Руководитель департамента таможенного оформления компании V.I.G. Trans Джемал Давиташвили, который озвучил взгляд на декларирование с «Земли». В своем выступлении он дал обратную связь Комиссии на живых примерах, показал, с чем сталкивается в работе таможенный представитель. Среди положительных моментов он отметил:

  1. В 2017 году появилась возможность доказывать таможенную стоимость и оформлять товары ниже риска. В 2016 году такой возможности не было. Многие участники ВЭД попадали под корректировку таможенной стоимости.
  2. Активно стала работать авторегистрация деклараций. С начала 2018 года декларации часто выпускаются в автоматическом режиме. Многие декларации выпускаются в течение 30 минут, а экспортные декларации еще быстрее.
  3. Радует, что таможенные органы активно используют информационные ресурсы госорганов – нет необходимости в предоставлении живых документов, все больше применяется электронный документооборот, а также взаимодействие с инспектором с помощью электронной почты, а не Почты России.
  4. В 2017 году произошло упорядочение нормативной базы в части компетенций по местам декларирования определенных групп товаров.
  5. Развитие правового регулирования вопросов таможенного оформления.

Также были озвучены проблемы, с которыми компания столкнулась в 2017 году:

  1. В июле 2017 г. произошла реорганизация Московской областной таможни (МОТ). Неожиданное отключение обмена информацией у Можайского и Краснознаменского ЦЭД с таможенными органами ЦТУ, связанное с переподчинением МОТ. Аналогичная ситуация наблюдалась с ЦЭД Байкальской таможни и Новороссийской таможней.
  2. Отсутствие качественного обмена информацией между таможенными постами в случае подачи декларации на товары в ЦЭД.

Вторую сессию конференции открыл Руководитель ФТС России Владимир Иванович Булавин. Он отметил, что в связи с отсутствием нового Федерального закона «О таможенном регулировании» действует оперативный штаб, созданный ФТС России. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что все основные новеллы ТК ЕАЭС нашли свое отражение в Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года. Принцип Комплексной программы – это простота и удобство для бизнеса, эффективность и удобство для государства. Таможня должна не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным. Комплексная программа предусматривает мероприятия по осуществлению реформы системы таможенных органов, которая была поддержана Президентом России и Главой Правительства России. Результатом этой реформы станет концентрация к 2021 году всего декларационного массива в 16 центрах электронного декларирования, размещенных на государственных площадях. В 2018 году планируется создать электронные таможни с центрами электронного декларирования в регионах деятельности ПТУ, УТУ, СЗТУ, СКТУ. А также ЦЭД в Московской областной и Владивостокской таможнях.

Владимир Иванович привел ряд статистических данных. Так, в 2017 г. среднее время оформления нерисковых товаров составило по импорту 1 час 31 минуту, по экспорту 46 минут. Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары в 2017 году составила 22% от всего объема деклараций, доля автоматически выпущенных деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, составила 20%. Среднее время автоматической регистрации не превышает 3 минут, а автоматического выпуска – 5 минут. К началу 2018 года в стране работает порядка 85 тыс. участников ВЭД.

Было отмечено, что ТК ЕАЭС предписывает использовать возможности межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент ФТС России взаимодействует с 32 федеральными органами исполнительной власти. В 2018 году запланирована реализация 25 новых направлений межведомственного электронного взаимодействия.

В конце выступления Владимир Иванович несколько слов сказал о Хартии добросовестных участников ВЭД (Хартия), которая создаёт стимул для добровольного соблюдения таможенных правил со стороны бизнеса. На 13 апреля 2018 г. Хартию подписали 214 участника ВЭД, поддержали Декларацию об одобрении и поддержке Хартии 55 общественных организаций и представителей таможенной отрасли. Руководитель таможенной службы подчеркнул, что ФТС России это всячески приветствует.

Доклад на тему «Практика таможенного администрирования. Технологии автовыпуска и авторегистрации» представил Заместитель начальника ГУОТОиТК ФТС России Григорий Анатольевич Боярский. Он отметил принципы внедрения технологий автоматического совершения таможенных операций:

  • Развитие информационных систем (технологии внедряются при условии развития информационных систем всех федеральных органов исполнительной власти).
  • Идентификация участников ВЭД (использование электронной подписи как основного источника идентификации участников ВЭД).
  • Этапность внедрения (технологии автоматического совершения операций внедряются поэтапно — от простого к сложному).

Григорий Анатольевич рассказал о принципах применения технологи автоматической регистрации декларации на товары и автоматического выпуска:

Автоматическая регистрация Автоматический выпуск
Декларация на товары заполнена в соответствии с установленными требованиями Декларация на товары подана участником ВЭД низкого уровня риска
Декларация на товары подана уполномоченным лицом Не выявлены риски нарушения таможенного законодательства
Совершены действия, которые должны быть совершены до подачи ДТ Соблюдены условия помещения товаров под таможенную процедуру
Товар находится на территории РФ Уплачены таможенные пошлины и налоги

Было отмечено, что в 2018 году доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций составила 63%, импортных деклараций – 20%. К 2020 году эти показатели должны достигнуть 99%.

Тему «Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов: особенности солидарной и субсидиарной обязанности, последствия неисполнения, нивелирование рисков» осветила Начальник ГУФТДиТР ФТС России Елена Владимировна Ягодкина. В своем выступлении она отметила, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 – 61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Были озвучены последствия неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов:

Декларант Таможенный представитель
Взыскание за счет авансовых платежей Взыскание за счет авансовых платежей
Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей Взыскание за счет излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей
Взыскание за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах должника Взыскание за счет предоставленного обеспечения деятельности
Взыскание за счет товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи Исключение из реестра таможенных представителей в соответствии со ст. 403 Таможенного кодекса ЕАЭС
Взыскание за счет имущества должника

Третья сессия конференции была посвящена уполномоченным экономическим операторам. Во время выступлений докладчики отметили преимущества статуса УЭО по ТК ЕАЭС:

  • Постепенное снижение размера обеспечения для УЭО со стажем (для свидетельства I типа).
  • Отсутствие обеспечения при финансовой устойчивости лица (для свидетельств II и III типа).
  • Различные типы свидетельств УЭО.
  • Сотрудничество и взаимодействие с таможенными органами.
  • Расширение состава лиц (импортер, экспортер, перевозчик, экспедитор, таможенный представитель, владелец СВХ).
  • Применение ряда упрощений на всей территории ЕАЭС.
  • Отнесение к категории низкого уровня риска.
  • Расширенный перечень специальных упрощений.
  • Возможность получения упрощений в других странах при взаимном признании статуса УЭО.

Не обошли стороной и проблемы УЭО в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС:

  • Невозможность объединять несколько обязательств о выпуске до подачи в одну декларацию на товары.
  • Усложнение процедуры завершения доставки в ПЗТК УЭО в случаях, когда не требуется временное хранение таких товаров.
  • Ужесточение требований к оборудованию ПЗТК УЭО.
  • Появление требования об удаленном доступе таможни к системе учета УЭО.
  • Использование таможней института приостановления деятельности УЭО даже за незначительные нарушения только по факту начала расследования.
  • Усложнение технологий применения упрощений, связанных с площадками УЭО, после реализации концепции перевода таможенного оформления в ЦЭД (сейчас один пост контролирует площадку УЭО и товары на ней и проводит документальное оформление. В будущем для этого будет задействован пост фактического контроля и ЦЭД).

Было озвучено мнение, что для повышения эффективности работы УЭО необходимо, чтобы ФТС России привлекала представителей УЭО к разработке норм, регулирующих деятельность УЭО, в первую очередь:

  • Новое типовое соглашение УЭО.
  • Подробное описание требований к площадкам УЭО, включая возможные варианты решений, которые будут учитывать отраслевые, географические и логистические особенности деятельности УЭО, и которые будут направлены в первую очередь на достижение зафиксированных в ТК ЕАЭС целях (сохранность товаров).
  • Формирование позиции ФТС России в части требований к системе учета УЭО и удаленного доступа к ней, исходя из практической необходимости и имеющейся возможности для таможни.

С последним докладом на тему: «Внедрение системы прослеживаемости – новый тренд в проведении таможенного контроля после выпуска товаров» выступил Начальник ГУТКПВТ ФТС России Валерий Иванович Селезнев. Он отметил, что в соответствии с поручением глав государств на площадке ЕЭК ведется работа по разработке проекта соглашения механизмов прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Он привел сведения, которые должна содержать наднациональная система прослеживаемости:

  • Наименование продавца.
  • Идентификационный код (номер) продавца.
  • Наименование покупателя.
  • Идентификационный код (номер) покупателя.
  • Регистрационный номер и дата выписки сопроводительного документа.
  • Наименование товара в соответствии с сопроводительным документом.
  • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом.
  • Количество товара и единица измерения в соответствии с сопроводительным документом в единицах измерения, установленных перечнем.
  • Регистрационный номер декларации на товары.
  • Порядковый номер товара в соответствии с декларацией на товары.

Создание системы прослеживаемости товаров преследует следующие цели:

  • Формирование комфортной среды для законопослушного бизнеса.
  • Повышение эффективности таможенного и налогового администрирования.
  • Пресечение оборота контрафактной продукции на рынке.
  • Пресечение «серых схем».
  • Обеспечение полноты взимания таможенных и налоговых платежей.

В конце мероприятия Леонид Аркадьевич Лозбенко подвел итоги встречи. Констатировал, что за последние два года ФТС России сделала огромный рывок вперед. Конференция показала, что таможенная служба всегда готова к открытому диалогу с бизнесом. Еще раз подчеркнул, что на текущий момент ЕЭК проделывает огромную работу по разработке порядка 300 нормативных правовых актов, которые призваны решить вопросы, неурегулированные в новом Таможенном кодексе. Не меньше документов различного уровня, начиная от Постановлений Правительства Российской Федерации до внутриведомственных приказов и инструкций, предстоит разработать в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании». Леонид Аркадьевич поблагодарил организаторов за подготовку содержательной программы, всех докладчиков и слушателей за выступления и участие в конференции.

 

Полный фоторепортаж с конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения» доступен в разделе «Мероприятия».